четверг, 25 августа 2016 г.

Рус.язык. Про ударение



Ударение. Никто не спорит, что эта вещь важная. Даже выражение выше имеет смысл лишь при правильной постановке ударения. Но с этим у меня никогда проблем не было. А у моей школьной подруги было.

Я помню, как мы вместе сидели за одной партой и как она столкнулась с этой проблемой. Надо было в словах ставить ударение, а она не понимала, как это делается. Я помню, как ее мама попросила меня объяснить ей это. Я объясняла, а сама не могла понять, как можно что-то здесь не понимать. Это недоумение у меня сохранилось надолго. Но сейчас я вновь близко столкнулась с этим вопросом: моя родная дочка выказала непонимание того, как ставится ударение.

Валентина правильно говорит. У нее, на удивление, речь была правильной сразу, как только она научилась говорить. (У ее брата не так, есть с чем сравнить.) В словах ударение Валентина ставит верно. Но когда ей надо поставить черточку над ударной гласной, она теряется. Вместе с ней стала теряться и я.

Во-первых, я не сразу поняла, что раз она говорит и произносит слова правильно, значит, проблема в каком-то недопонимании, скорее всего мелком. Во-вторых, я так живо вспомнила свою школьную подружку Лену, что это напугало меня страхом того времени: как объяснить другому то, что тебе кажется очевидным?

Тем не менее я придумала способ. Я предложила Валентине - представь, что ты потеряла слово в лесу. Позови его. Как ты будешь кричать? Молокоооо, ты где? Если так, то ударение ставится на последнее о.

Интернет подсказал и другие способы:
Удивиться. Это что, молокоооо?
Подставить ладошку к губам и произнести слово. Мо-ло-ко. Когда больше воздуха врезалось в ладошку?
Поднести свечу к губам и произнести слово. На каком слоге свеча рискует потухнуть?
Сделать ударным в слове каждый слог и посмотреть, какие слова получаются. МОлоко, МолОко, молокО.

Играясь так со словами, я вдруг заметила: Валентина все время ударяет нужный слог, а думает, что ударяет разные. "Давай слушать внимательнее", - предложила я. И мы стали прислушиваться, и наконец стало приходить понимание, что главное здесь - просто услышать, какую гласную ты бьешь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Благодарим вас за мнение, высказанное в доброжелательной форме.